Продолжение темы о знаменитых людях и их не менее знаменитых блокнотах. Часть 1 можно почитать тут.
Чарльз Дарвин (натуралист)
Чарльз Дарвин начал привычку вести карманный блокнот во время путешествия в качестве натуралиста на борту корабля Beagle. Во время исследования южноамериканского побережья, он собирал образцы и заполнил 15 блокнотов наблюдениями по зоологии, ботанике, археологии и лингвистике. Туда же заносились данные широты и долготы, показания барометра, термометра, промеры глубины, наброски карт и биологических видов, а также личная информация, такая, как записи ежедневника, списки покупок и финансовая информация.
Ближе к концу путешествия он начал писать в своем Красном Блокноте, который посвятил более теоретическим рассуждениям. По возвращению, он продолжил описание своих теорий в серии блокнотов, маркированных буквами алфавита: A,B,C, D и т.д. Блокноты были заполнены памятками самому: вещи, на которые обратить внимание; вопросы, на которые найти ответы; научные рассуждения; заметки о книгах, которые он на тот момент читал; натурные наблюдения; наброски; списки книг, которые он прочел и хотел прочитать. Блокноты Дарвина приоткрывают завесу в то, как развивалась его теория о превращении видов, в теорию экологических ниш. Но продвижение далеко от упорядоченности – записи широкомасштабны и расположены хаотично; они прыгают от одной темы к другой и усеяны заметками о переписке и беседах.
Путешествуя и делая полевые заметки, Дарвин писал карандашом вертикально, поскольку это самый удобный способ держать блокнот в одной руке и писать второй. Дома, у себя в кабинете, он раскладывал блокнот на столе и писал ручкой горизонтально. Как и Исаак Ньютон, Дарвин иногда начинал писать с обоих концов блокнота одновременно, по направлению к средине.
Людвиг ван Бетховен (композитор)
Бетховен был приверженцем карманных блокнотов и его редко когда можно было увидеть без блокнота в кармане. Он ходил по городским улицам, по лесным тропинкам с блокнотом, зажатым в руке за спиной, на случай если к нему придет вдохновение когда он не дома. Его блокнот стал запоминающейся частью его образа, и художники, рисовавшие его, также часто включали в изображение и блокнот.
Бетховен использовал блокнот для записей мыслей, изречений и пассажей из литературы и стихов, которые он хотел запомнить.
В основном же блокнот использовался как музыкальный скетчбук, где он сочинял начала симфоний, а затем возился с ними страница за страницей. Он полагал, что письмо стимулирует воображение, и даже дома возле пианино у него стоял маленький столик, на котором он записывал свои творения на бумагу.
Записи и зарисовки Бетховена практически не поддаются расшифровке. Вильгельм вон Ленц в 1855 году писал: “Когда Бетховен расслаблялся с пивом, он мог внезапно достать свой блокнот и в нем писать. Идеи, которые он выплескивал, всего лишь несколько строк, – это иероглифы, которые никто не может разобрать. Таким образом, в этих маленьких блокнотах спрятано сокровище идей”.
Позже блокноты служили более практической цели – как средство общения. Из-за глухоты Бетховена его друзья использовали блокноты, чтобы написать то, что они хотели сказать Бетховену, а тот отвечал устно или также писал в блокноте.
Комментариев нет:
Отправить комментарий